раздел:
Книги Тексты

Интернет как среда

internet-sredaКнига «Среда — это сообщение» («The medium is the message») — это наиболее часто цитируемая и наименее понимаемая мантра Маршала МакЛахена (Marshall McLuhan). Её основная мысль вот в чем: тот факт, что мы смотрим телевизор В ЦЕЛОМ, влияет на нас больше, чем любой отдельный кусок контента, который мы видим по телевизору. Каждая коммуникационная среда имеет свои собственные свойства и способы соединения людей, которые не зависят от контента, передаваемого средой. А интернет – это коммуникационная среда.

Почему dot com — это бомба? По множеству причин. Одна из них: мы с таким упорством пытаемся заставить среду делать то, что нам нужно, и только немногие задаются вопросом, “Для чего интернет подходит лучше всего? Что может делать интернет, и не может делать другая среда? Что НЕ может сделать интернет, а другая среда может?”. Другими словами, какие свойства интернета уникальны? В чем его сила и слабость? Как интернет взаимодействует с существующими средами? Давайте ответим на некоторые из этих вопросов…
2. Шесть свойств (преимуществ) интернета как среды
По отдельности эти свойства присущи не только интернету, но интернет — единственная среда, для которой применимы все шесть свойств. Почти любой интернет-сервис использует преимущества по крайней мере двух свойств. Однако очень редко интернет-сервис использует преимущества всех шести свойств.

А. Связь многие-ко-многим

1. Аналогия с традиционными средами
•    Конференц-связь по телефону.
2. Замечания
•    Сеть была создана для того, чтобы распределить и устранить иерархию, сделать все серверы равными;
•    Интернет был создан для того, чтобы позволить физикам работать друг с другом независимо от местоположения.
3. Примеры
•    Электронная почта, доски объявлений (многие-ко-многим, сдвинутый-по-времени);
•    Электронная почта через веб-интерфейс <hotmail> (многие-ко-многим, сдвинутый-по-времени, независимость-от-местоположения).
•    ICQ, internet relay chat, instant messenger, chat rooms (многие-ко-многим, живой);
•    MUDы <ultima online> (многие-ко-многим, живой, мультимедиа);
•    anemone.cx/beautyandchaos (многие-ко-многим, живой, мультимедиа);
•    vectorama (многие-ко-многим, живой, мультимедиа);
•    Сообщества разработчиков программного обеспечения с открытым кодом (многие-ко-многим);
•    Расшифровка с помощью распределенных вычислений (многие-ко-многим, автоматизация [офлайновая]);
•    letsbuyit.com (многие-ко-многим, независимость-от-местоположения);
•    Интегрированные веб-сервисы: atomz search, yahoo store, cafepress, mapquest, blogger, geocities site hosting (многие-ко-многим [много поставщиков услуг ко многим видам бизнеса], автоматизация).

Б. Мультимедиа

1. Аналогия с традиционными средами
•    CD-ROM.
2. Замечания
•    Имеется в виду нечто большее, чем просто текст и картинки;
•    Не каждый сайт нуждается в использовании мультимедиа, но интернет — это нечто большее, чем интерфейс к текстовой базе данных;
•    Если мультимедиа — это все, что есть у вас на сайте, то этого может быть недостаточно. Имея кабельное, спутниковое телевидение, и прокат видеокассет, зачем мне нужно кино через интернет?
3. Примеры
•    CNN (мультимедиа [для улучшения новостей], жизненное [по мере надобности]);
•    born magazine (мультимедиа [для улучшения литературы], автоматизация);
•    quilt collabs (мультимедиа, многие-ко-многим);
•    all your base (мультимедиа, многие-ко-многим).

Г. База данных

1. Аналогия с традиционными средами
•    Библиотека.
2. Замечания
•    В сочетании с многие-ко-многим дает мировую библиотеку, в которой каждый может принять участие;
•    В сочетании с автоматизацией дает возможность быстрого поиска;
•    Включает термины “гипертекст” и “нелинейный”.
3. Примеры
•    bible online (база данных, автоматизация);
•    dictionary.com (база данных, автоматизация);
•    Project Gutenberg (база данных, мультимедиа);
•    internet movie database (база данных, автоматизация);
•    Поисковые системы (база данных, автоматизация);
•    Поисковые системы с поиском изображений (база данных, автоматизация, мультимедиа).

Д. Автоматизация (программируемость)

1. Аналогия с традиционными средами
•    Прикладное программное обеспечение, банкоматы.
2. Замечания
•    Программы-убийцы в интернете, буквально;
•    Часто в совокупности с базами данных, но в других сочетаниях, кроме как только с ними;
•    Включает термин “интерактивность”.
3. Примеры
•    babelfish (автоматизация, база данных);
•    Автоматизация текста <market-o-matic, permutations, dialectizer> (автоматизация);
•    Автоматизация искусства <turux, soda constructor, pianographique, ambient player> (автоматизация [выражается в низкоуровневом внесении информации], мультимедиа, сдвинутый-по-времени);
•    monocrafts (автоматизация, многие-ко-многим, сдвинутый-по-времени).

Е. Живые и/или сдвинутые-по-времени

1. Аналогия с традиционными средами
•    Телевидение, радио.
2. Замечания
•    “Живой” — непосредственно потоковые среды;
•    “Жизненный” — это часто обновляемые не-потоковые среды (похоже на то, как CNN меняет свою главную страницу во время кризиса);
•    Живые среды могут архивироваться на сайте, переходя в разряд “сдвинутых-по-времени”;
•    Чем больше жизни, тем больше зависимость (чат-зависимость, поэтому я не использую IRC).
3. Примеры
•    Интернет-радио, потоковые среды (живой, сдвиг-во-времени);
•    ebay (живой, многие-ко-многим);
•    Онлайновые интервью в чатах (живой, сдвиг-во-времени, многие-ко-многим);
•    photoshop tennis (жизненный, сдвинутый-по-времени, мультимедиа);
•    wirefire (живой, сдвинутый-по-времени, мультимедиа);
•    dreamless hacks (жизненный, сдвинутый-по-времени, мультимедиа, многие-ко-многим, база данных);
•    sketchzilla [предупреждение: абсолютно немодерируемый] (жизненный, сдвинутый-по-времени, мультимедиа, многие-ко-многим, база данных).

Ж. Независимость-от-местоположения и/или независимость-от-аппаратуры

1. Аналогия с традиционными средами
•    Существование (необходимо только живое аппаратное обеспечение, степень использования зависит только от аппаратуры).
2. Замечания
•    Мобильные устройства;
•    Мейнфрейм >> настольный компьютер >> переносной компьютер >> наладонный компьютер >> сотовый телефон >> пейджер >> ?
3. Примеры
•    PDA + сотовый телефоны с WAP-броузером (независимость-от-местоположения, многие-ко-многим, НЕ мультимедиа);
•    GPS навигация в автомобилях (независимость-от-местоположения, база данных, автоматизация);
•    Любой сайт, к которому есть доступ с мобильного телефона (независимость-от-местоположения, независимость-от-аппаратуры);
•    XML интернет-сервисы, .NET (многие-ко-многим [много поставщиков услуг ко многим видам бизнеса] + автоматизация = независимость-от-местоположения, независимость-от-аппаратуры).
3. Изучение на примерах
А. amazon
1. Группы покупок (база данных, автоматизация, многие-ко-многим);
2. Мнения покупателей (многие-ко-многим);
3. Настройка под пользователя (база данных, автоматизация);
4. Список рекомендуемых товаров (многие-ко-многим);
5. Покупатели, купившие то, также покупают это (база данных, автоматизация);
6. Интернет-база данных по фильмам (база данных, автоматизация) [например: cdnow.com];
7. Аукционы (живой, многие-ко-многим);
8. Пожелания (многие-ко-многим);
9. Оценка покупок (база данных, автоматизация);
10. Посредники (многие-ко-многим [много поставщиков услуг ко многим покупателям]);
11. Прослушивание аудио-сэмплов (мультимедиа);
12. Доступно в версии для PDA (независимость-от-местоположения).
Итого: (многие-ко-многим, мультимедиа, база данных, автоматизация, сдвинутый-по-времени, независимость-от-местоположения).
Все шесть преимуществ. Всегда доступен. Используйте их базу данных для большего, чем просто покупка товаров.
Б. napster
1. Сочетание новой, оригинальной услуги с профессиональным подходом к среде;
2. Пример того, как профессионализм и незнание юридических вопросов не привели ни к чему хорошему. Для успеха нужно нечто большее, чем умелый подход к среде.
Итого: (многие-ко-многим, мультимедиа, база данных, автоматизация, сдвинутый-по-времени)
В. beatnik
1. Пример: <moby’s “bodyrock”>;
2. Хорошее сочетание преимуществ среды, но достаточно ли этого для успешной бизнес-модели?
Итого: (многие-ко-многим, мультимедиа, автоматизация, сдвинутый-по-времени)
Г. rhizome
1. Онлайновая художественная галерея (многие-ко-многим, мультимедиа);
2. Новостные статьи (сдвинутый-по-времени);
3. База данных по критическим замечаниям (база данных, автоматизация);
4. Анонсы событий (многие-ко-многим, сдвинутый-по-времени);
5. Необработанный список (многие-ко-многим, живой);
6. Обработанные списки — редкие, техника, дайджест, за сегодня (многие-ко-многим, сдвинутые-по-времени [с оценкой]);
7. Доступна версия для Palm (назависимость-от-местоположения);
8. Отправка под псевдонимом (любой-ко-многим);
9. Любой может высказаться про любую запись (любой-ко-многим).
Итого: (многие-ко-многим, мультимедиа, база данных, автоматизация, живой, сдвинутый-по-времени, независимость-от-местоположения).
Все шесть преимуществ, плюс две странные вариации на тему многие-ко-многим. Как и Амазон, всегда доступен.
4. Взаимодействие с другими средами
А. Краткий анализ традиционных сред
1. Телефония
•    Многие-ко-многим;
•    Живой;
•    Независимость-от-местоположения (появилось с сотовыми телефонами).
2. Радио
•    Живой;
•    Сдвинутый-по-времени;
•    Независимость-от-местоположения (появилось с автомобильными радиоприемниками).
3. Телевидение
•    Живой;
•    Сдвинутый-по-времени;
•    Мультимедиа;
•    Независимость-то-местоположения (ну и что? независимость-от-местоположения + визуальная мультимедийность = слишком отвлеченно, чтобы быть полезным).
4. Прикладное программное обеспечение
•    Автоматизация.
5. CD-ROM
•    Мультимедиа;
•    База данных;
•    Автоматизация;
•    Сдвинутый-по-времени.
6. Библиотека (печатная)
•    База данных;
•    Мультимедиа;
•    Сдвинутый-по-времени.
7. Банкоматы
•    База данных;
•    Автоматизация.
8. Существование
•    Многие-ко-многим;
•    Мультимедиа;
•    Независимость-от-аппаратуры;
•    Независимость-от-местоположения;
•    НЕТ автоматизации, базы данных, сдвига-по-времени — наша среда дополняет наше существование.
Б. Межсредовые сочетания традиционных сред
1. (Телефония + телевидение) и (телефония + радио) создали шоу со звонками: смешанный и чрезвычайно популярный жанр.
2. Телефония + автоматизация (голосовая почта, автоматические операторы, автоматические удаленные продажи) — мы знаем, насколько это полезно.
В. Межсредовые сочетания относительно интернета
1. Интернет + телевидение
Food Network размещает все свои рецепты на foodtv.com, и затем популяризует этот факт во время каждого шоу. Это освобождает зрителей от необходимости делать заметки во время шоу, и повара могут быть более красноречивы и увлекательны, когда им не нужно указывать точные значения каждого измерения.
CNN объединяет телевидение и интернет для того, чтобы показывать на экране во время новостей комментарии телезрителей, полученные через интернет. Комментарии обновляются каждые несколько минут.
2. Интернет + наружная реклама
Интернет в корне изменил наружную рекламу. Вам не нужно больше втискивать целиком рекламный текст на щите. Включив URL в текст, вы можете использовать остаток места на плакате для рекламных слоганов или объявлений без использования мелкой печати. На некоторых рекламных щитах просто указан URL.
3. Интернет + самостоятельные прикладное программное обеспечение
n_Gen и auto-illustrator — это автоматизированные, самостоятельные мультимедийные программы, которые используются в (веб-) дизайне. Для работы с этими программами их надо скачать, но они распространяются через интернет, с примерами того, что эти программы могут сделать, в интернете, и сообщества разработчиков, в интернете. Так же как и Photoshop, Flash, и т.д.
Многие программы регулярно проверяют наличие свежих версий в интернете и предлагают вам апгрейд. Эти программы не работают в интернете, но в них интегрированы службы технической поддержки через интернет. (автоматизация [офлайновая], живой и база данных [онлайновая], но отличия относительно невелики).
5. Заключение
Да, интернет основывается на компьютерных технологиях в большей степени, чем любая другая среда. Но интернет — это НЕ компьютерная технология, интернет — это человеческое общение друг с другом С ПОМОЩЬЮ компьютеров. В конечном итоге, интернет лучше осознается как особая коммуникационная среда.

Основные выводы:
•    Используйте интернет вместе с существующими средами;
•    Отдавайте себе отчет в возможностях традиционных сред для улучшения своей работы в интернете;
•    Используйте столько из шести возможных преимуществ интернета, сколько возможно;
•    Избегайте нелогичных сочетаний (наподобие визуальной мультимедийности + независимость-от-местоположения);
•    Помните о важных факторах, существующих вне среды (например: napster + законы об авторском праве).
Полностью сосредоточьтесь на ваших услугах, и предоставляйте их как можно эффективнее. Если есть что-то, что вы можете сделать лучше в офлайне — делайте это в офлайне. Ваша цель — максимальная отдача, а не использование той или иной среды.
Разрабатывайте стратегии, использующие максимальное количество из шести возможных преимуществ интернета. Всегда спрашивайте себя «Использую ли я все преимущества той или иной среды?». Если нет, то по крайней мере отдавайте себе отчет, почему нет.
Интернет — это своя зверюшка. Интернет похож на… интернет. Понимают ли это в AOL/Time Warner, или они видят только те черты интернета, которые присущи телевидению? Понимают ли это в Microsoft (Билл Гейтс однажды сделал ошибку в отношении интернета), или они видят в интернете только черты программного обеспечения? Интернет — это своя коммуникационная среда. Удачными могут быть только компании, использующие термины интернета, работающие с интернетом, а не против него.

Михаил Елфимов http://www.elfimov.com/info/web_media.html

Написать комментарий

получать новости