раздел:
Заметки Тексты Тренды

Сам себе компания

outsourcingМногочисленные эксперты предсказывают, что через 10–15 лет большинство компаний в мире будет работать на основах аутсорсинга и удаленной работы. Ниже приведена гениальная статья  ury_smirnov

Рискну сформулировать, что конкретно произойдет, когда количество перейдет в качество.
Полагаю, в ближайшие 10–15 лет сложатся структурные элементы новой системы ведения бизнеса, на которую в течение одного-двух поколений перейдет критическая масса людей.
Итак, в будущем наиболее массовыми бизнес-единицами станут не компании, а отдельные люди, сочетающие две роли: профессионала в предметной области и предпринимателя (соответственно, профессиональное образование сольется с бизнес-образованием).

Каждый из них будет вооружен:
• универсальными средствами связи;
• бизнес-приложениями, подключенными к мировым и региональным производственным, торговым и сервисным базам данных;
• системами искусственного интеллекта, способными взять на себя рутинные контакты с неограниченным количеством клиентов и партнеров и принимать простые решения по заданной программе, которую пользователь сможет перенастраивать «на лету».
Такой «человек-компания» будет зарабатывать значительно больше современного телеработника, и его доход будет сопоставим с доходом небольшого предприятия. Доход будет тем выше, чем выгоднее «телеработник-предприниматель» продаст свои услуги «родительскому» бизнес-процессу. И наоборот.
В свою очередь, возникнет два типа «теле-предпринимателей»:
Представители первого типа будут собирать цепочки «дочерних» бизнес-процессов (например, для оказания «родительскому» процессу комплекса логистических услуг, проведения рекламной компании, комплексного аудита и т.п.).
Представители второго типа, как и современные аутсорсеры и телеработники, будут оказывать конечные услуги (например, по доставке конкретного груза из одной точки в другую, по разработке рекламного слогана или оригинал-макета, по кадровому аудиту компании и т.п.). В то же время в их деятельности будет намного больше предпринимательства, чем сегодня. Хотя бы потому, что им придется находить, оценивать и выбирать наиболее эффективные и прибыльные бизнес-цепочки из доступных.
К слову, уже сегодня существуют бизнес-приложения, позволяющие всем участникам цепочки заказов быть в курсе, насколько успешно заказ проходит на предприятиях-«смежниках». IT эксперты считают, что в будущем информационная прозрачность бизнес-цепочек вырастет и подробные данные об их эффективности станут доступны всем потенциальным участникам. Также рискну предположить, что экспертные деловые порталы будут присваивать организаторам бизнес-цепочек рейтинги с учетом объективных и субъективных факторов – как это происходит сегодня в социальных сетях (к слову, тут возникает интересный повод для сотрудничества разработчиков бизнес-приложений и социальных сетей).
Большинство предприятий будущего будут иметь проектную природу. Иными словами – будут «собираться» на ограниченный срок из «теле-предпринимателей» для производства конкретного товара или услуги. А новые успешные и жизнеспособные брэнды (и сопутствующая им сверхприбыль) будут принадлежать не компаниям, а конкретным персонам, сумевшим организовать сверхуспешную цепочку.
Естественно, на рынке сохранится значительное количество традиционных предприятий. Прежде всего, связанных с поддержкой инфраструктуры (операторы связи, регулярные перевозчики, строители и т.п.), а также с производством крупносерийных деталей и сборкой конечных массовых изделий. Но, во-первых, значительная часть производства окажется сосредоточена в руках «теле-предпринимателей», многие из которых станут владельцами полностью автоматизированных мини-цехов, предназначенных для выполнения мелкосерийных и персонализированных заказов. Во-вторых, не традиционный, а «теле-бизнес» будет определять направления экономического развития и обеспечивать прирост новых материальных благ.
Кстати, о благах
Возможно, вы спросите, откуда возьмется столько денег, чтобы обеспечить сотням миллионов теле-предпринимателей «доходы на уровне небольшого предприятия»? Оттуда же, где сейчас эти деньги теряются.
Сегодня огромное количество сотрудников бизнес-структур занимается откровенной имитацией деятельности или выполняет работу, результаты которой, окажись они на открытом рынке аутсорсинговых услуг, не имеют шансов найти покупателя. Причина – не в беспомощности и никчемности работников, а в исконной неповоротливости крупных бизнес-структур, не имеющих шансов поспеть за созреванием новых покупательских потребностей. Слишком много времени тратится на осознание этих потребностей, кадровые, функциональные, проектные рокировки, переобучение и перепритирку сотрудников, переосмысление корпоративных целей и задач и т.п. В новой системе любой предприниматель, имеющий минимальный кредит доверия, осознав новую потребность рынка, может тут же сесть за компьютер и начать собирать бизнес-цепочку для ее реализации.
Сбросив балласт штатных расписаний и тотально следуя принципу: «Любой результат труда оплачивает его покупатель, а не работодатель», – люди смогут произвести (и, следовательно, получить) намного больше материальных благ, чем сегодня.
Страшное будущее? Кому как.
Update. Интересный вопрос мне задал уважаемый
tsunamy: если технологически мы почти готовы к вышеописанному формату бизнеса, то что делать с тем, что сегодня процент людей с предпринимательским типом мышления мал? Что может стать детонатором?
Мне кажется, детонатором-таки и станут технологии. Точнее – появление экспериментальной рабочей платформы для построения бизнес-цепочек (или, если хотите, специализированной бизнес-сети, чем-то отдаленно напоминающей социальную сеть, скрещенную с тендерной площадкой и системами извлечения данных и бизнес-анализа).
Поначалу будут просто накапливаться сопутствующие факторы.
С одной стороны, все больше людей приобретает в тех же социальных сетях опыт самовыражения, многообразных социальных контактов, самопрезентации и выращивания собственного имиджа, самостоятельного – без помощи рекрутинговых агентств – поиска работы, урегулирования конфликтных ситуаций и т.п. И попутно – осознает собственную самоценность, придавленную школьными учителями, политиками, рекламодателями, работодателями – всеми, кому выгодно в большей или меньшей степени манипулировать личностью и указывать ей узкий коридор возможностей. Более узкий, чем требуется по-настоящему счастливому человеку. Да, мы треплемся в сетях и обмениваемся фотками – но попутно лелеем и взращиваем вместе со своим аккаунтом свое затурканное «Я».
С другой стороны, идет ползучий процесс распада монолитных корпоративных структур. С каждым годом снижается процент работодателей, которые психологически сопротивляются идее удаленной работы (равно как и передаче бизнес-процессов на аутсорсинг). Они видят в этом все меньше рисков и все больше выгод (есть прогнозы, что уже к 2020 году большинство населения Земли будет трудиться удаленно). Тем временем все больше профессионалов, перейдя на удаленный режим работы, получает опыт самостоятельного управления своим временем и другими ресурсами.
С третьей стороны, уже сегодня известны примеры т.н. «оболочечных» компаний: человек придумал идею нового товара, связался с производителями в Китае, перевозчиками, рекламистами, взял кредит в банке, зарегистрировал на себя торговую марку – и стрижет дивиденды с запущенного им процесса. Правда, сегодня таким бизнесом рискуют заниматься единицы. Что мешает остальным? Я думаю, не столько страх прогореть, сколько психологические барьеры: заниженная самооценка, помноженная на убеждение, что только боги обжигают горшки и устанавливают транснациональные связи. Куда звонить? Кому? И, главное, зачем – если мир всю жизнь отвечал: «занято» или «никого нет дома»?
А теперь представим, что кто-то сопоставит эти тренды и рискнет вложить деньги в создание и раскрутку платформы, которая позволит одним – находить потенциальных участников бизнес-цепочки, а другим – вычислять наиболее перспективную лично для себя цепочку и продавать ее организаторам свои услуги. И тем и другим платформа даст возможность проверять подноготную партнеров, фиксировать условия сделки, контролировать все этапы ее выполнения, осуществлять платежи и т.п.
Понаблюдав за работой системы и обнаружив в лице ее первопроходцев таких же обычных людей, как они сами – тут-то потенциальные теле-предприниматели и поймут, что и они способны рисковать, учиться на своих и чужих ошибках – бог вовсе не лишал их этих качеств. Платформа поможет им это осознать, предоставив необходимый уровень комфорта, безопасности, прозрачности операций.
В конечном итоге произойдет примерно то же самое, что произошло с первыми блогами. Казалось бы – совершенно идиотская затея: если почти никто не ведет личные дневники – кто станет вести публичные? Кто б знал, чем все закончится.

Адрес статьи http://ury-smirnov.livejournal.com/25509.html?view=86949#t86949
Интересные комментарии по статье, ссылки по SOA, аутсорсинге, телеработе, дауншифтинге и личных брэндах расположены там же.

Написать комментарий

получать новости